30.08.2017 в 08:31
Пишет Neuro Nougami:URL записи30.08.2017 в 08:06Пишет Мива:
Прекрасные обзоры на 7 сезон "Игры престолов" от Елены МихалковойURL записи
Внимание! Здесь кругом спойлеры, так что информация только для посмотревших.
Седьмой сезон, первая серия"Мэйси Уильямс не израстается, как я опасалась, а набирает харизму точно губка воду. Если Бран из трогательного мальчика превратился в правильного скучноватого еврейского юношу, которого хочется отправить к маме в Висконсин, а не по северу ездить без ножек на саночках, то Арья по-прежнему хороша.
На сцене с Эдом Шираном я протерла сначала очки, потом экран, но Ай-си-файер никуда не делся. Говорят, англоязычное сообщество возмутилось. Ну не знаю – по мне так вся эта сцена с трогательными юными солдатами, которые вместо того, чтобы изнасиловать безрассудную девку, угощают ее крольчатиной, несколько высосана из пальца.
Понятен замысел сценаристов: Пёс и Арья идут похожими путями. Арья в её нынешнем воплощении должна бы перебить всех солдат без малейшей жалости. Пёс при виде тел старика и его дочери должен пожать плечами: он предупреждал, что они не доживут до зимы.
Вместо этого одна не вступает в бой, другой хоронит трупы – ну что ж, радует, что изменения характеров нам показывают через действия, а не посредством прямой речи.
С другой стороны, если в Арье это проявление доброты симпатично, то у Пса его перерождение вызывает сомнения. Чёрт возьми, мы любим Сандора Клигана за то, что он злобный выродок, чей самый большой кайф по жизни – выпускать кишки из еще живых людей. Внезапный приступ его сентиментальности вызывает те же ощущения, что и понос у коалы: да, это вполне возможно, несмотря на её няшность, но никого не радует.
Сэм добрался до библиотеки, однако реальность разошлась с мечтой (я в свое время так же ощущала себя в адвокатуре). Самые заманчивые книги, на которых стоит гриф 18+, ему не дают не то почитать, но даже потрогать. Жизнь бедного Сэма – это круговорот грязной работы. Удивительно, что при таком образе жизни парень совершенно не худеет. Я все жду, когда мейстеры заинтересуются его обменом веществ, потому что явно же не все в порядке.
Кудряш Сью следует принципам покойного отца: Тупость, Твердолобость, Гуманизм. Благодаря этому сериал обогатился еще одним мальчуганом и девочкой типажа Сансы: белая кожа, рыжие волосы. Но как руководитель и эффективный менеджер Джон Сноу вызывает у меня лютое раздражение. Не можешь казнить семьи предателей сам – поручи малютке Лианне. Девочка вполне успешно развивает сектор феминизма, несмотря на патриархат и холод, – справится и с этим.
Мне с трудом верится во всеобщее одобрение решения Джона Сноу советом лордов. Аплодировали не мудрости его ответа, а тому, что он наконец-то нахмурил брови и топнул ножкой. Мужык! – подумали суровые сыны Севера.
И нет, смерть на поле боя не является искуплением предательства.
У Сансы Старк продолжает резаться Характер, как зуб мудрости: долго и мучительно. Интересно, в какую сторону повернут её сценаристы. Мизинец третью серию подряд отыгрывает роль плоского злодея с Прищуром и Очень Коварным Лицом. Хоть бы эротическую сцену ему дали что ли.
Лучшая грудь прошлого сезона Мелисандра пока не появляется – и очень жаль, поскольку количество некрасивых харизматичных девочек с принципами хотелось бы компенсировать развратной тёлкой, понимающей за секс и сожжение малолетних.
Королева Вестероса ищет союзников и пытается заключить договор с Юэроном Грейджоем. Этот персонаж мне не понравился ещё в прошлом сезоне. У него современное лицо, высосанная из пальца биография и корабли, на постройку которых при хорошем раскладе ушло бы лет пять. Он чертик из коробочки, но чертик придурковатый и противный.
А линию, судя по всему, ему выделят большую: он пошёл добывать для королевы подарок, и вряд ли это Аркенстон. На суше ему ловить нечего, значит, будет охотиться на море. Предполагаю, он схватит Тириона, чтобы к двадцати пленениям у бедного карлика прибавилось двадцать первое.
Прекрасен разговор мейстера с Сэмом. Буквально инструкция к фейсбуку. А-а-а, плачет Сэм, мы все умрём, фашизм поднимает голову на севере, национализм на юге! реновация! плитка! застройка исторической части Петербурга!
– Реновация только на моей памяти была трижды, - флегматично отвечает мейстер, вырезая печенку мертвому алкашу. – Плитку уже четыре раза перекладывали, пока Лужков из Королевской Гавани не переехал в Дорн. Петербургу твоему с его основания должна быть хана, а он все стоит да стоит. Короче, заканчивай истерику, Сэм, и иди отмывать дерьмо. У нас тут Библиотека, храм Культуры и Памяти, а не гулькин хер, и этот твой сиюминутный срач с Ходоками мне не интересен.
В этом, кстати, есть великая сермяжная правда.
И мейстер хороший. Похоже, у нас новый харизматичный старик взамен Тайвина Ланистера.
Работа художников по костюмам великолепна, особенно с Серсеей. Три смены платьев, одно лучше другого. И впервые за все сезоны одеяние Дейнерис приближается к платью королевы, что символично: кожа, отделка драконьей чешуёй, тело полностью закрыто, точно бронёй; продуман каждый стежок, не говоря уже о кольце на пальце.
Кстати о кольцах и пальцах – несчастный влюбленный Мормонт нашёлся в тюремной библиотеке. Весь в струпьях и слезах по утраченной любви.
Будем надеяться, в следующих сериях отыщутся Джендри и Мелисандра. И конечно, остро не хватает красивых шлюх, но одну убил Джефри, а вторую Тирион, так что вся надежда на новых".
(с) Елена Михалкова
Седьмой сезон, вторая серия"Итак, заблуждались все, кто предсказывал очередную вестеросскую резню бензопилой в исполнении Арьи. Не выпало нам счастья посмотреть, как Эду Ширану перережут глотку.
Три самых ярких мужских характера серии – во-первых Эурон, из которого создатели лепят второго Рамзи Болтона. Однако Рамзи был психопат с черной дырой, а Эурон – невротик с гнилью. Актер хорош, но я не могу отделаться от чувства, что в самый ответственный момент он затянет «Мохнааатый шмель на душистый хмель!» и зарыдает в медведя. Совершенно колхозного разлива морда. У нас на лесопилке похожий экземпляр работал: щёки, кудри, штаны пузырями. Тоже, кстати, родню недолюбливал.
(Пишут, что роль вместо него мог исполнить Мадс Микельсон. Вот на это было бы интересно посмотреть).
Второй выдающийся персонаж – Сэм Тарли. Раз за разом трусоватый, мнительный, робкий Сэм в критических обстоятельствах начинает действовать с поразительной решимостью. Джон Брэдли это преображение отыгрывает с блеском. Вот только что Тарли потным хомячком метался по читальному залу, а в следующий миг уже сунул палку в зубы Мормонту и пинцетом отдирает от него штукатурку.
Третий, конечно же, Теон Грейджой. Принявший репутационно убийственное, но стратегически безошибочное решение. Трудно драться с человеком, который всё время под веществами. Остается загадкой, как флот Яры прохлопал приближение кораблей дядюшки, но переход от безмятежного почти-мирного существования к смертям, резне и «всё пропало» убедителен и красив. Из трёх змеек оставили, одну, прелестную, и правильно сделали. Две другие были злы и уродливы, а в качестве сосуда зрительского гнева достаточно Элларии.
Арья встречает сначала Пирожка, потом свору хаски. Степень упитанности у всех примерно одинаковая с поправкой на природные данные. Откуда у парня испанская грусть, в смысле – откуда у скитающейся по лесам девочки такие щёки, мне непонятно. Хороший бойскаутский ребенок. Волки тоже помыты, побриты, надушены. Если вожак – не лютоволк Арьи, почему ее не тронули? Даже коня не погрызли.
Наконец-то Мелисандра. Усталая, нервная, но пиарит Джона Сноу с профессионализмом многоопытной свахи.
– Кто такой Сноу? – спрашивает Дейнерис. Вокруг неё карлики и кастраты, единственная рабочая мужская особь грустит за сто морей. – О, ваше величество! – закатывает глаза Мелисандра. – Он такой... такой... *показывает руками*. В общем, он нам нужен. Просто поверьте. Не спрашивайте. Ничего не хочу обещать раньше времени, но он красавчик и носит на плечах ковёр из Икеи.
– Ковёр из Икеи? – завороженно переспрашивает Дейнерис.
– И кожаный тулуп, – поддакивает Тирион.
Роль карлика вот уже две серии сводится к поддакиванию. Зато красиво выступила леди Оленна, старая интриганка, хотя ей впору самой воевать, а не служить матери драконов.
Сценаристы долго мучались, чьим бюстом украсить эту серию. Дейнерис уже была, не поджигать же ее снова. Эллария противная. Мелисандра подрастеряла кураж. Арья подросток, Оленна старуха, Серсея уже тащила на себе нагишом целую серию, сколько можно. «Давайте Червя!» Раздели Червя. «Господи. Давайте уж тогда Миссандею».
Миссандея прелестна, но то ли между ней и Червем совсем нет притяжения, то ли виноваты сценаристы, соорудившие для этих двоих плоскую сцену, пока зритель сидит в недоумении и спрашивает: «Но как, Холмс?!» – как бы там ни было, эта линия кажется мне тупиковой и скучной.
Совершенно провис Джейме. Поотжигав в предыдущих сезонах, он к седьмому скис и ограничивается функцией переговорщика со знатью. «Моя сестра очень противная, зато я милый и к тому же инвалид – вы ведь мне не откажете?» И глазами смотрит трогательно. Он все больше приобретает черты Джона Сноу.
В это же время сам Джон Сноу вполне предсказуем. Поговорить с сестрой до совета? Бросьте, зачем. Предупредить ее о принятом решении, чтобы брат и сестра выступили единым фронтом? Ах оставьте! А как же тогда сюрприз? И прощальный диалог с Мизинцем, конечно, получился весёлый.
Мизинец: – Я твой мама дом труба шатал!
Джон Сноу: *сопит*
Мизинец: – Я твой папа дом труба шатал!
Джон Сноу: *сопит*
Мизинец: «Я твой сестра дом труба шатать буду!»
Джон Сноу: Я тебе самому тогда трубу оторву!
*душит Мизинца и выходит, гневно сопя*
Из чудесного: мейстер Квиберн показал Серсее Очень Большой Арбалет, потыренный прямиком из «Хоббита» вместе с диалогом о драконах. «У него есть такая маленькая дырочка в панцире... Если попадешь туда, дракону конец». Серсея сразу кидается нажимать на все кнопочки, прыгает, хлопает в ладоши – в общем, ведёт себя как нормальная девочка.
И как всегда, милы переходы между сценами. От вскрытия панциря на сире Джорахе – к крабу в супе. От постельной сцены – к книжке, которую Сэм достаёт из щели шкафа.
Резюмируя: пока всё довольно предсказуемо. Диалоги затянуты и по большей части лишены изящества, но батальные сцены хороши и сюжет нигде не провисает настолько, чтобы становиться скучным. Что очень печально, так это озвучка – насколько в оригинале голоса глубокие и хрипловатые (у мужчин), настолько наши плоские и пустые. За Тириона, которому за один только голос можно отдать Вестерос навсегда, прямо-таки обидно. Я через пять минут перешла на субтитры, чтобы восстановить душевное равновесие.
Ждём Пса, Бриенну и делаем ставки на то, кого собирается принести в подарок королеве Юра-тракторист".
(с) Елена Михалкова
Седьмой сезон, третья серия"Итак, война началась.
Первое масштабное событие – встреча Джона и Дейнерис. Наконец-то переговоры! Дипломат из Джона Сноу как из бурундука гепард. Фирменный стиль – "тефтелька в ярости": тут мнёмся, тут бьём себя в грудь копытом на предмет Белых Ходоков, тут отказываемся преклонять колени, ссылаясь на застарелый ревматизм и некорректное поведение Дейнерисиного папаши. Мать Драконов, с которой прежде так не разговаривали, временами выглядела опешившей. Надо сказать, Дейнерис как переговорщик тоже вышла из анекдота про мгимо: "и запомните, что черножопый пишется слитно, а на хер – раздельно", но благодаря вмешательству десниц, а точнее, Тириона, подобие договорённости в итоге достигнуто. Север получает драконье стекло, Дейнерис пока не получает ничего, однако уже один этот шаг навстречу главе Винтерфелла многое значит для потенциального союза.
С первых же минут фильма стало ясно, что либо шоураннеры поменяли авторов диалогов, либо избили прежних мокрым носком. Персонажи заговорили в полный рост.
Отлично получилось представление двух сторон.
Миссандея: – Перед вами Дейнерис Бурерождённая, матерь Драконов, Воспламеняющая Взглядом, Ломающая Куличики, Унесённая Ветром, Цветок Прерий, Властительница Дум и Маленькая Хозяйка Большого Дома.
Сир Давос, подумав: – Сноу. Джон Сноу.
Надо отметить невероятной красоты общие планы. Некоторые кадры хочется останавливать, чтобы рассмотреть пейзажи.
Варис состязается с Мелисандрой в любезности. Шли бы вы, говорит, тётенька, куда подальше. От вас одни неприятности. Я-то пойду, отвечает Мелисандра, сморкнувшись в котомочку, а вот вы здесь останетесь, причём навсегда.
Тем временем в Винтерфелле состоялась другая ожидаемая встреча – Брана и Сансы Старк. Сансу жаль, потому что из милого мальчугана вырос аутичный юноша с отрешённым взором и полным отсутствием такта. Умело оперируя всего двумя фразами – "тебе не понять" и "как сейчас помню: насилует тебя муж..." он вгоняет бедную Сансу в оторопь и остаётся сидеть в одиночестве под реликтовым вязом.
Теона Грейджоя вытащила из воды команда Яры, а Элларию с дочерью доставили к Серсее. В итоге зрители имеют одну из самых мощных и одну самых бездарных линий серии.
Мощная – это, конечно, месть Серсеи. Не знаю, получала ли Лена Хиди премию за роль королевы, но если нет, это надо срочно исправить. Она травит дочь Элларии точно так же, как Эллария в свое время отравила Мирцеллу, блестяще проводит переговоры с Майкрофтом Холмсом, упирая на то, что британская корона ещё увидит её в действии, мимоходом овладевает Джейме и с блеском выигрывает два сражения. Таким образом, если Дейнерис и Компания просрали все полимеры, Серсея получила значительный перевес.
Снова, как и в предыдущих сериях, поразительное внимание к одежде и деталям. У служанки очень короткая стрижка, что совершенно логично – фрейлины подражают королеве, так что в Вестеросе новая мода. И у Серсеи вновь немыслимой красоты платье, лиф которого обшит чем-то похожим на чёрные сверкающие кристаллы. Я не смогла найти его крупный план – надеюсь, позже авторы, которые разбирают работу художников по костюмам, выложат его во всех подробностях.
Что касается линии бездарной, то это Эурон Грейджой. Внебрачный сын Куклачёва – самый большой мискастинг сезона, если не всего сериала. Эурон и не трикстер, и не опасный безумец, – он паяц, кривляющийся в цирке; его игра – это дешёвая клоунада. Он вращает глазами, клацает челюстью, отпускает шуточки, от которых покраснела бы даже отрубленная рука Джейме, и в целом выглядит так, словно ворвался в "Игру престолов" из какого-то другого сериала. Сцена с Серсеей звучит фальшивой нотой, визгливо врезающейся в слаженное хоровое исполнение. Одежда актера становится все современнее, и в следующий раз, вангую, мы увидим его в тельняшке. Бог с ним, что он гопник – но пусть он будет местный гопник, вписанный в рельеф местности, а не чужеродный элемент, с треском перетягивающий на себя одеяло.
Благодаря Тириону Дейнерис захватывает Кастерли Рок, но теряет свою армаду, и одновременно силы Ланнистеров разбивают армию Тиреллов. Рассерженная Дейнерис хочет лететь на драконе и спалить корабли противника, однако советники здраво замечают, что один метко пущенный булыжник – и Мать Драконов останется с проломленным виском, а они без босса. Хорошая иллюстрация к тому, что надо было вовремя делегировать полномочия: научила бы Дейнерис того же Тириона управлять Визерисом, карлик бы уже нёсся бы над морем, хохоча и плюясь пламенем.
(Жаль, кстати, что ни одного дракона не назвали Кузей. Дейнерис была бы Кузькина Мать).
Сир Мормонт, издевательски окрещенный на форумах королём френдзоны, внезапно поправился и даже покинул библиотеку. Излечение его, конечно, выглядит сказочно. Но за диалог между мейстером и Сэмом можно многое простить.
– Как ты его вылечил? Десятки врачей пытались сделать это до тебя.
– Я просто внимательно прочёл инструкцию к лекарству.
Мизинец ударился в буддизм, зороастризм и, кажется, съел чайку по имени Джонатан Ливингстон, – теперь он с многозначительным видом говорит глубокомысленности и учит Сансу жизни. Развернуться ему по-прежнему не дают.
Джейме Ланнистер выглядит всё более бледно. Даже Серсея перестала его стесняться, но не потому что она королева и блудит с кем хочет, а потому что он в её постели вроде котика. Никто не стыдится котиков.
И завершающий аккорд серии, самый сильный, пожалуй – это смерть Оленны Тиррелл. Бабушка золотых роз осталась верна себе, рассказав Джейме правду об убийстве его сына. Теперь Тирион вне подозрений. Нам не показали смерть самой Оленны, поэтому не исключено, что Джейме сделал финт ушами, подлив ей в вино простую воду. Но лучше бы Оленна умерла сейчас, в собственной крепости, с достоинством – как всё, что она делала.
Резюмируя: пока лучшая серия сезона, даже несмотря на очевидные несуразности вроде стремительного перемещения армий и безобразного поведения адмирала флотилии. Ждём Арью в Винтерфелле, Пса где угодно и Мормонта возле своей неуклонно полнеющей королевы. Если так пойдёт дальше, дракон откажется поднимать маменьку в воздух, апеллируя к перевесу и нормам провоза багажа".
(с) Елена Михалкова
Седьмой сезон, четвертая серия"Свершилось: Арья прибыла в Винтерфелл. Появление её обставлено с исключительным правдоподобием: вот так вернёшься в родовое гнездо, соберёшься упасть в объятия сестре – а на пути у тебя два дебила: хамят, хохмят и того гляди начнут распускать руки. Не будет тебе, малютка, аплодисментов, не будет красной ковровой дорожки. Девочка так стремилась попасть в замок, что когда мечта наконец сбылась, её просто обязаны были испаскудить два недоумка.
Встреча двух сестёр в септе сделана просто отлично – и искренне, и трогательно. Мейси Уильямс всегда мне нравилась, но неожиданно выяснилось, что и Софи Тёрнер выросла в актрису. Одними глазами, без всякой мимики она сообщает сестре, что Бран, конечно, вернулся из шоу "выживший", но без денег и с треснутым шифером.
Расстройство аутического спектра у Брана прогрессирует. Голову он теперь поворачивает по-птичьи. Клюв у него и сам к пубертату отрос. С бедняжкой Мирой он попрощался сухо, разыграв сцену из "Сплита". Брана, говорит, тут больше нет. В смысле есть, но иногда. В приёмные часы. Приходите, девушка, в понедельник, строго с двенадцати до пятнадцати тридцати. А сейчас тут другие субличности и мы вас не знаем.
На этом парень не остановился. Он отдал Арье кинжал, подаренный Мизинцем, а самого Мизинца вогнал в оторопь. Давным-давно в разговоре с Варисом тот толкнул речь, что хаос – это лишь лестница к власти. Теперь, когда сам Мизинец заговорил о хаосе, Бран уронил слово "лестница", показывая, что знает обо всех. Мизинец крепко задумался. Всё идёт к тому, что его пустят в расход.
К тому же Арья внезапно показала, что в средней школе для девочек её учили не только кроить фартуки по долевой. Бриенна тренирует славного Подрика, с удовольствием пиная его по нежным местам. Во время такой тренировки Арья к ним и пристала. Давай, говорит, устроим спарринг.
Бриенна сначала отмахивалась: рядом с ней младшая Старк выглядит совсем уж клопом. Но девочка топнула ножкой, вытащила свою валерийскую зубочистку – и показала класс.
Очень красивый бой. Могучая Бриенна с повадками танка и крошечная Арья, почти танцующая, как и учил её мастер из Браавоса. Санса, которая до этого расспрашивала Арью о её скитаниях, ушла с балкона в задумчивости. Умение так драться очень многое говорит о прошлом бойца. У Сансы один брат съехал крышей, другой с рождения дурачок, даром что в кудрях, а теперь и вместо сестры личинка джеки чана. Один лишь Мизинец верен себе: коварно ухмыляется и ни с кем не дерётся. Бережёт маникюр.
Тем временем на острове Джон Сноу решил, что пещера с женщиной в его жизни была очень давно, пора бы возобновить хорошую традицию. Пришёл к Дейнерис, потупил глазки и говорит: "Кам ту май будуар".
Привёл её в пещеру с драконьим стеклом. Где на стенах лично за час до этого нарисовал каляки-маляки в стиле арт-наив. "Зырь, – говорит. – Ходоки!"
Дейнерис покосилась на Джона с явственной мыслью, что ходок тут один и он не на стене.
"Дай мне армию!" – говорит Джон Сноу.
"Сначала преклони колено!" – возражает Дейнерис.
"Мужики не поймут", – вздыхает Джон Сноу.
"А кто здесь альфа-самец? – подначивает Дейнерис. – Кто ходит в спальном мешке наизнанку? Преклони – и дам".
Джон, конечно, поплыл. Он таких красивых баб даже в эротических фантазиях не встречал. Рыжая его подружка была женщина с активной жизненной позицией, но в профиль напоминала птеродактиля. А тут блондинка! В коже! К тому же вдова.
В общем, распедалили по понятиям. Вышли с таким видом, будто не обсуждали тонкие вопросы политических союзов, а оскверняли пещеру близкородственными связями. На берегу их встретили мрачные Варис и Тирион. Стоят как футболисты, прикрывая самое ценное, и ждут, кому Дейнерис будет пробивать штрафной.
– Прости, мать, – говорят. – Разбили нас при Кастерли Рок.
Досталось Тириону, и справедливо. Карлик героически оборонял Гавань и проявил себя разумным командующим. Но его стратегия в этой войне оказалась неверна. Он недооценил Серсею. В результате его советов позиция Дейнерис, изначально представлявшаяся беспроигрышной, обернулась без двух минут поражением.
Загвоздка в драконах.
С одной стороны, у Дейнерис военно-воздушный флот.
С другой, Тирион справедливо замечает, что как только Дейнерис прибегнет к этой силе, она утратит ореол Избранной, явившейся занять по праву принадлежащий ей престол, и станет просто очередной злобной захватчицей. Проиграет информационную войну подчистую. И тогда все рухнувшие самолёты, распятых мальчиков и пошехонский вместо пармезана – всё спишут на неё.
Из Дейнерис, конечно, стратег как из котёнка. Она пометалась-пометалась, пытаясь сообразить, кто может дать ей дельный совет, и не придумала ничего лучше, чем обратиться к королю Севера. Чья подпольная кличка – Бегущий по Граблям. Тем, кто пропустил предыдущие серии, напоминаю: в результате планомерных обдуманных действий в подведомственной ему воинской части Джона Сноу вообще-то убили.
Он у нас известный миротворец, поэтому в целом повторил совет Тириона. Дейнерис подумала-подумала – и снялась с места.
А Джон остался. Выслушал пламенную и довольно глупую речь Миссандеи: мол, мы идём за нашей королевой, потому что у неё сиськи и платьишко, а не потому что впечатлились её генеалогическим древом. Джон задумчиво покивал. Сиськами и платьишком он и сам впечатлился. Сир Давос, который жжот почище драконов, так ему и сказал: хватит, мол, пялиться! "У неё доброе сердце!" – оправдался Джон. "Это ты под третьим размером разглядел?" – спрашивает Давос. Они бы ещё поспорили о достоинствах матери драконов, но тут на лодочке приплыл Теон.
Джон его чуть не прикончил. Однако такова судьба Теона – его все не приканчивают ЧУТЬ, и пока полководцы и наследники тронов дохнут в мучениях, Теон ползёт среди войн и катаклизмов как червяк, жертвуя по пути кусками тушки, но в целом невредимый. Когда все перебьют друг друга, он выползет из кустов и, дрожа, заберётся на Железный трон. Вот тогда и настанет конец Вестеросу, ибо трус во власти хуже садиста.
Теон просил помощи для спасения сестры. Но выяснилось, что Дейнерис в гавани уже нет.
Диалоги в этой части серии несколько дубовые, но зато открывающая сцена прекрасна. Две нежных девочки, Миссандея и Дейнерис, склонившись над журналом "Лиза", треплются о женском.
– Да вернётся твой Червяк, – утешает Дейнерис, – хоть я и не совсем понимаю, зачем тебе инвалид.
Тут Миссандея начинает густо краснеть и загадочно улыбаться. Как? – ахает Дейнерис. А вот так, – краснеет Миссандея. Они бы ещё обсудили Червяка, но тут явился Джон Сноу и краснеть начала уже Дейнерис.
А в Королевской Гавани Серсея окончательно покорила Майкрофта. Я, говорит Майкрофт, лишён всяких чувств! Я лишь винтик в банковской системе!
Заворожённо смотрит, как Серсея отпивает из бокала вино, и покорно идёт за ней, думая, каким образом женщине после трёх родов удалось сохранить такую фигуру.
Тем временем золото едет по прериям. Это деньги, которые Ланнистеры изъяли у Тиреллов, и они крайне важны в текущей войне. Серсея отдаст долг Майкрофту, банк поддержит Серсею, она купит себе армию и разобьёт Дейнерис. В итоге Ланнистеры правят страной, карлик болтается в петле, драконы пыхтят в асбестовой клетке.
Обоз с золотом и продовольствием сопровождают Джейме и Бронн.
Бронн – второй мой любимый персонаж после Пса. Он весёлый циник, вечно ставящий в идиотское положение напыщенных лордов вроде Тарли. К тому же – что вызывает особенную симпатию – Бронн ужасно любит деньги. Он получает от Джейме мешок с монетами за верную службу, вешает его на свою лошадку и уже начинает выпрашивать у Ланнистера свой замок, но тут в безмятежных до этого прериях раздаётся нехороший звук.
В этой сцене отчётливо видно, почему именно Бронн прошёл невредимым через кучу битв, по дороге неоднократно вытащив из заварушки обоих братьев Ланнистеров. Из них всех он самый опытный боец, жопой чувствующий опасность. Пока лорды соображают, откуда в прерии вентилятор, Бронн уже начинает командовать.
Армия успевает собраться в строй. И тут из-за горки вылетает монголо-татарское иго, над которым летит дракон, на котором сидит Дейнерис.
Сражение, конечно, потрясающее. Превзойти битву бастардов практически невозможно. Но ужас Джейме, вокруг которого люди превращаются в пепел, и симметричный ужас Тириона, воочию увидевшего, на что способны его любимые драконы, передаётся зрителю. Фокус сочувствия смещается, и симпатия теперь на стороне тех, кого жгут с небес напалмом.
Между Джейме и Бронном происходит краткий выразительный диалог.
– Сбей эту крылатую дуру из арбалета! – кричит Бронн.
– И много я, по-твоему, с одной рукой настреляю? – спрашивает Джейме, размахивая железной варежкой.
Наёмник вынужден пробиваться к орудию, которое за каким-то чёртом Ланнистеры потащили с собой. С моей точки зрения, дракон – это сильно разъевшийся мейн-кун, на которого напала серая хворь. Его по умолчанию жальче всех. Но когда Бронн готовится стрелять, очень хочется, чтобы он сбил эту тварь.
Так и происходит.
Дейнерис к войне подготовилась хреново: ни парашюта, ни бронежилета. Стрела попадает в дракона, тот начинает нервничать, мотыляться по воздуху как пьяный шмель, и Дейнерис только чудом не брякается на землю в своём кожаном лифчике.
Джейме, потерявший рассудок от ярости, мчится с копьём ей наперерез.
Дракон, как порядочный котик, разевает пасть за хозяйку.
Тирион, вросший в землю от ужаса, понимает, что сейчас осиротеет на одного брата.
Речка, которая до этого текла себе и не булькала, стремительно начинает углублять русло, бормоча "господи, позор-то какой, Ланнистеры придут – а у меня ничего не готово".
Так что когда неизвестный герой сбивает без двух секунд сгоревшего Джейме в воду, тот погружается сразу на десять метров в Марианскую впадину, и каким батискафом его оттуда будут доставать, пока не ясно.
Резюмируя: снова отличная серия, пока – лучшая в сезоне. Ждём спасителя для Джейме, бойфренда для Дейнерис и ветеринара для дракона."
(с) Елена Михалкова
Седьмой сезон, пятая серия"Правы были те, кто говорил, что Джейме из реки вытащил именно Бронн. С точки зрения наёмника, однорукий Ланнистер не просто знатный лорд, а мешок с новогодними подарками для взрослых мальчиков, которые весь год очень хорошо вели себя на поле боя. Из мешка сыплются тачки, кокс, девки и трёшка в Люблино. Позволить всему этому богатству пойти ко дну Бронн не мог, а заодно спас и себя: останься он на берегу, ему вряд ли удалось бы сбежать.
Там же, вытряхнув из трусов песок, Бронн чётко разъяснил: с драконами он воевать не подписывался. Это, извините, крупный крылатый скот, а значит, расценки другие.
Джейме выжал доспехи, бросил последний взгляд на догорающую армию и поплёлся с докладом к сестре.
А перед пленными противниками Дейнерис толкает речь. "У вас, – говорит, – есть выбор. Преклоните колени или умрите".
И вот здесь оба Тарли проявили себя с неожиданной стороны.
С младшего взять нечего – он красивый дурачок с идеалами. Но старший – матёрый лис, он уже менял сюзеренов, приняв то решение, которое было выгоднее его дому. Казалось бы – ну сдайся ты! Схитри, выиграй время, оглядись. Видишь – баба в ажитации! Прояви деликатность, уступи слабой женщине: она же без причины на валун не полезет.
Так ведь нет: старикан поднимает подбородок и говорит, что королеве гастарбайтеров служить не станет.
Бедный Тирион проявил чудеса дипломатии, уговаривая то одного, то другую пойти на попятный. Видя, чем обернулось его предательство, он не может не понимать, что в страшной гибели войска Ланнистеров есть и его заслуга. Тирион пытается спасти хоть кого-то, но отыгрывать уже поздно.
С точки зрения стратегии, решение Дейнерис выглядит верным. Сожжение обоих Тарли – это одновременно и акция устрашения, и выполнение обещания, и обезглавливание вражеской армии. Да и здравый смысл подсказывает, что если уж спалили несколько сотен воинов, уничтожение ещё двоих принципиально ничего не изменит.
Однако для зрителя со стороны сцена эта страшная, и
ужасно жалко обоих Тарли, погибших так героически и так глупо. Испепелять беззащитного врага – не то же самое, что жечь сражающегося. Дейнерис вызывает симпатию лишь до тех пор, пока она милосердна. Едва её доброта пропадает, становится видно, до какой степени она амбициозна и глупа, а с некоторых пор ещё и смешна в своих притязаниях на величие.
Потому что – первый ключевой момент серии: жена Сэма находит и зачитывает вслух мужу запись актов гражданского состояния, найденную в архиве. В которой сказано: Рейгар расторг брак с прежней супругой и
женился на другой. Это означает, что Джон не бастард, а законнорожденный сын, и получается, права на престол принадлежат ему.
Сэм, впрочем, важную новость пропустил мимо ушей. Переживал, что ему премию не выдали за излечение больного серой хворью. И даже похвалили как-то сдержанно. Радуйся, говорят, что не выгнали. Сэм собрал вещи, посадил семью в повозку, стащил из библиотеки Книгу о вкусной и здоровой пище – и свалил. Едет на север: помогать Джону. А он, меж тем, последний оставшийся Тарли.
Тирион в ужасе. Вернувшись в замок, он делает то, что умеет лучше всего – пьёт и оправдывается. Рядом Варис подливает масла в огонь. Я, говорит, служил ещё её папеньке. Так верите ли, сударь – до сих пор по ночам отмываю руки от крови.
И оба задумываются, что делать, если Дейнерис продолжит давать Карлсона, то есть летать и распевать "пусть всё кругом горит огнём, а мы с тобой споём".
На лечение дракона забили. Стрелу вытащили, к ране приложили подорожник. Дрогон вернулся домой и пошёл знакомиться с Джоном Сноу, чтобы понимать, кто заходит к его вдовой мамаше.
И это второй ключевой момент.
Джон по папе Таргариен. Прежде об этом знал только Бран, а теперь догадался и дракон. Вместо того, чтобы хамить и оттирать Сноу плечом, он поздоровался, показал свою комнату и поддержал светский разговор о последнем баттле Оксимирона и Гнойного.
Дейнерис обомлела. "Сынок, – говорит, – ты чего это?" "Ну а чо, – мнётся Дрогон. – Нормальный мужик. Носки вкусно пахнут".
Джон, правда, и здесь дал маху. "Утю-тю, – говорит. – Какой хорошенький. А вы ему намордник надевать не пробовали?"
Дейнерис в него чуть сама не плюнула огнём. Но тут появился Мормонт, весь влюблённый и в морщинах.
Между ним и Сноу состоялся безмолвный обмен взглядами. "Да что ж такое, – думает бедный сир Джорах. – Вот так уедешь в санаторий на пару месяцев, а она уже щенка ньюфаундленда завела. С другой стороны, лишь бы ей в радость. В детстве-то у неё собачки не было... У неё и детства не было, у бедной моей девочки, прямо сердце разрывается, как вспомню об этом. Надо было ей игрушку какую-нибудь привезти из Цитадели! Эх! не сообразил я! Хоть возвращайся, ей-богу".
"Ветер, – думает Сноу. – Хана укладке".
В этой сцене Дейнерис, по-моему, впервые появляется в кафтане с меховой опушкой. Её одежда постепенно объединяет её с Джоном.
– Слышь, это, – помявшись, говорит Сноу. – Поеду я. Письмо позвало в дорогу. Родственники нагрянули. Ходоки опять же.
У Дейнерис папа – Терминатор, иногда её начинает замыкать.
– Никуда не поедешь, – говорит. – Не позволю!
– Ты мне не мать, – возражает Сноу, пакуя зубную щётку в чемодан. ̶А̶ ̶в̶с̶е̶г̶о̶ ̶л̶и̶ш̶ь̶ ̶т̶ё̶т̶я̶.
– Я королева!
– Я сам милиционер, – говорит Джон.
К этому моменту у советников Дейнерис сложился новый план. Они хотят временно объединить силы с Серсеей для сопротивления Армии мёртвых. Однако до тех пор, пока Джон доказывает их существование рисунками на стенах, это звучит неубедительно.
– Надо взять языка, – говорит Тирион.
Они привезут его в Вестерос, покажут Серсее, она поймёт, что старые легенды не врали, и они заключат перемирие.
План сомнительный, как по мне. С Серсеей вообще никаких договоров заключать нельзя. Однако в этой серии она, в отличие от Дейнерис, проявляет себя исключительно благоразумным правителем, временами напоминающим собственного отца.
Во-первых, позволяет Джейме встретиться с Тирионом, тайно прибывшим в Вестерос.
Во-вторых, быстренько беременеет.
В-третьих, в совершенстве овладела искусством покер-фейса и время от времени развлекается, вгоняя брата в ступор.
И наконец, платья Дейнерис и Серсеи сшиты из одной материи – плотная чёрная ткань с серебристыми вкраплениями. Создатели сериала следуют правилу: за героев говорят не только слова и поступки, но и их одежда. Дейнерис, начинавшая с вискозных платьишек и речей о всеобщем благоденствии, дошла до сожжения военнопленных и наглухо закрытого платья как у Серсеи.
Тириона в Вестерос провозит контрабандой на лодочке сир Давос. И пока тот в подвалах Лубянки жалуется брату, что папа недостаточно его любил, отыскивает в кузнице Джендри – пропавшего еще сезон назад бастарда Баратеона.
За прошедшее время Джендри нарастил мышечную массу, прокачал харизму и научился махать кувалдой. Когда Тирион, закончив переговоры, с беззаботностью юной девы спускается тайной тропой к морю, ему встречаются два пограничника.
Те ещё, конечно, профессионалы.
– Смотри-ка, – говорят, – карлик! – И со шрамом! – А с ним всего два человека, из которых один молодой мускулистый скинхед, а от второго неизвестно чего ожидать. – Давай-ка мы его окликнем и спросим, не брат ли он нашей Серсеюшки.
Ну и окликнули. Джендри без всяких сантиментов прикончил обоих.
Затем сир Давос привёз его к Джону Сноу, и тут состоялась замечательная встреча двух бастардов.
– Чувак! – ликует Джендри. – Как же я рад тебя видеть! Ты, конечно, коротышка и завиваешь кудри на плойку, но твой папка к нам захаживал, когда наезжал в столицу.
Джон мрачнеет. Ничего и не на плойку, не на плойку! Однако берёт его с собой на Север, потому что у того молоток и прищур, от которого должны растаять даже ходоки.
А в Винтерфелле неспокойно. Санса мягко утихомиривает лордов, рассерженных решением Джона Сноу опять мотаться по заграницам, и малютке Арье это не по душе.
– Проткнула бы их шпагой – и всех разговоров!
– Ерунда.
– Всегда так делаю!
– Но они же умрут.
– Как будто что-то плохое!
– А воевать за нас кто будет, хаски?
Арье предусмотрительность сестры как ножом по сердцу. Она подозревает, что та хочет сама быть владычицей морскою, то есть править Винтерфеллом. А тут ещё и Мизинец превосходит самого себя, коварно шепчась по всем углам и многозначительно ухмыляясь. Арья забирается в его комнату и находит там переданный ему свиток – письмо от Сансы Робу Старку, которое бедная девочка написала под давлением Серсеи. Письму сто лет, оно давно утратило актуальность, но похоже, что Арья вот-вот убедится в лживости сестры. Вся эта конструкция задумана, конечно же, Бейлишем. Возможно, он хочет таким нехитрым образом избавиться от Арьи, поссорив сестёр.
Бран во всём этом не участвует. В обличье ворона он летает над армией мертвецов и мстительно гадит ходокам на головы.
Джон с Мормонтом, Джендри и сиром Давосом добираются до Стены, где в дальней крепости их встречает всеобщий любимец Тормунд. У него на стене спальни висит календарь с Бриенной, поэтому первым делом он спрашивает Джона, не привёз ли тот большую бабу.
И тут выясняется, что от тихо сидящего в крепости Тормунда было больше всех пользы. Он перехватил Пса и двух Братьев, один из которых колдун, а второго оживляли дюжину раз. Теперь у Джона отличная команда:
Бывший больной серой хворью – зарегистрирован.
Бывший труп – зарегистрирован, дважды.
Бастард с колотушкой – есть.
Бастард без колотушки – есть (см. бывший труп).
Рыжий дикарь – имеется.
Служитель огня с обаятельной мордой пройдохи – здесь.
Пёс Клиган – слава богу, нашёлся, скучали, береги себя, бро.
Итого: команда объединённых сил Вестероса собрана, все отправляются в поход, чтобы бросить Джона в Ородруин и посмотреть, правда ли он не горит.
Ждём ходоков с глазами из самого синего льда, встречу Пса и Арьи и героический выпил ключевых фигур сезона".
(с) Елена Михалкова
Седьмой сезон, шестая серия"Итак, объединённый отряд Вестероса отправился за Стену, чтобы взять языка.
Диалоги между членами отряда – едва ли не лучшая часть серии. За философское направление отвечает одноглазый Берик, вкратце решающий с Джоном Сноу вопрос о смысле жизни. За саркастическое – Сандор Клиган. У Пса и Тормунда такой дуэт, что хочется создать пару не из рыжего и Бриенны, а из этих двоих (надеюсь, фан-слешеры меня не читают).
Сандор выступает в привычном амплуа человека, для которого лучшее развлечение – насрать врагу в череп. Он рычит, хамит, предлагает Тормунду вступить в противоестественную связь – и сталкивается с его непробиваемой жизнерадостностью. Для Пса слова "оптимист" и "дегенерат" – синонимы. "Как ты дожил-то до своих лет?" – удивляется он. "Просто у меня хорошо получается убивать людей", – доверчиво объясняет Тормунд, и похоже, этим располагает к себе даже Клигана.
За внесение в происходящее щедрой лепты идиотизма традиционно отвечает Джон Сноу.
Улучив момент, он отводит Мормонта в сторону и суёт ему меч. – На! – говорит. – Мне его твой батя подарил. Ты не смотри, что на клинке мои инициалы выцарапаны. Просто у меня был гвоздик и два часа в очереди к стоматологу.
По лицу Мормонта видно, что его распирают вопросы. В частности, чем собирается сражаться сам Джон, и был ли он таким дурнем всегда или это первые симптомы менингита. Но вслух замечает, что против воли папеньки идти не след.
– Я, – говорит, – позор своего рода (кстати, спасибо, что напомнил), так что пусть остаётся у тебя.
По мере продвижения отряда Пёс узнаёт места, которые видел в огне. И тут из пурги выскакивает медведь.
Медведь огромен. У него синие глаза и антипатия к актёрской братии. ДиКаприо от него уполз, Энтони Хопкинс ушёл, так что на этой дюжине он планирует отыграться.
Тут бы и пригодилась сила Пса. Надо сказать, Рори МакКанн при росте метр девяносто восемь весит около ста килограмм. Даже рядом с высоким Кристофером Хивью (183 см) он кажется колоссальной махиной. Однако Берик и Торос заклинанием "гори-гори-ясно" воспламеняют свои мечи, и Клиган не может совладать с давним страхом перед огнём. Медведь успевает растерзать пару статистов и пожевать симпатягу Тороса, прежде чем ему наступает конец.
В Винтерфелле разыгрывается своя драма. Трусоватая глупенькая Санса когда-то попросила у Гудвина мозги, смелость и чтобы её фургончик вернули домой. Из трёх желаний волшебник исполняет только два, причём даже их не бесплатно. Санса заплатила высокую цену за то, чтобы поумнеть и оказаться в родном замке.
А вот храбрости так и не обрела.
Она принимает странное решение – отправить Бриенну в Гавань, подальше из Винтерфелла – видимо, руководствуясь опасением, что в случае конфликта та выступит на стороне Арьи. Затем идёт обыскивать комнату младшей и в чемодане обнаруживает пару чужих лиц.
За этим занятием её и застаёт Арья.
– Что это за новинки корейской косметологии? – ужасается Санса.
В ответ Арья произносит одну из самых сложных феминистических речей за весь сериал. В нашем мире, говорит она, девочка может реализоваться лишь тогда, когда надевает на себя маски. Притворяется не тем, кто она есть. Если её желания чуть-чуть выходят за рамки смузи и платьюшек, ей остаётся надеяться только на понимающего отца и доброту Безликого, обучающего приканчивать людей. Я с детства хотела сражаться. Ты мечтала сидеть на троне. Мой способ самореализации подразумевает многочисленные убийства, что совершенно нормально. А твой – что надо лгать, терпеть и предавать родных. Фу такой быть! И кстати, что скажешь за то письмо против Пастернака, на котором стоит твоя подпись? Во то-то же! Весна покажет, кто где срал!
Санса пытается защищаться.
– Я была маленькая!
– Не аргумент! Лианна вообще представляет ветвь микро-Мормонтов.
– Я надеялась спасти отца!
– Дура!
– Я вам Винтерфелл сохранила! – наконец-то соображает Санса. – Вы с Джоном два воинственных дебила! Если бы не я, тут до сих пор был бы питомник ризеншнауцеров "От Рамси"!
– Ничего и не воинственных! – возражает Арья, берёт остро заточенный ножичек и, пританцовывая, начинает приближаться к сестре.
"Господи, – думает Санса, – дебил, аутист и психопатка – вот и вся моя семья. Зачем, спрашивается, разводилась с Болтоном?"
Догарцевав до Сансы, Арья вручает ей кинжал и красиво удаляется.
Сдаётся мне, этот нож из тех ружей, что висят на стене сериала. Но кого, кроме Мизинца, может заколоть им Санса, пока не ясно.
На Драконьем Камне Дейнерис с Тирионом обсуждают его психологический профиль.
– Я не трус, – объясняет Тирион. – Но я боюсь.
Дейнерис возражает в том смысле, что иметь в десницах карманное ссыкло полезно любому правителю. Герои, мол, сплошь дурачьё. Взять хоть Джона Сноу.
– А парнишка-то по вам сохнет, – замечает Тирион.
– Ах, глупости!
– Да уж конечно, глупости. А татуировку"не забуду мать драконов" он набил над пупком исключительно из любви к высокому валирийскому.
– Над пупком? – краснеет Дейнерис.
– И двух ящериц на ягодицах, – доверительно сообщает Тирион. – Кстати, о полной жопе: вы не думали, кто станет правителем, когда вас прикончат?
Дейнерис такая внезапная смена темы не по нраву. Что за странный интерес? Тирион не отстаёт: вопросы престолонаследия отчего-то очень его заботят.
Джон Сноу в глубине скал устраивает засаду. Им нужен мертвяк. Выманив на запах ухи сторожевой отряд скелетов, они героически рубят всех, кроме одного. Кутают его на манер кавказской пленницы и готовятся тащить домой. В соседнем районе жених украл члена партии.
Казалось бы, миссия выполнена.
Но тут выясняется, что в покойника встроена сирена оповещения гражданского населения.
Лавинообразная черно-серая масса выкатывается из-за гор, и, свирепо клацая подвздошными костями, прёт на наших героев.
Если бы Джону Сноу довелось хоть раз садиться зимним утром в трамвай на Коптевской, это зрелище было бы ему знакомо. Но у него нет этого бесценного опыта.
– На телеграф беги! – приказывает он Джендри.
И подхватив кувалду и мертвяка, отряд что есть мочи шпарит прочь по заснеженной равнине.
Однако сегодня не день Сноу. Равнина внезапно говорит "хрусть" и змеится трещинами под ногами наших героев, призывно булькая снизу тёмной водой.
– Назад! – орёт Джон.
Позади злые трупы.
– Вперёд! – орёт Джон.
Впереди бездушное озеро.
Посреди которого торчит неясная возвышенность. К ней-то и мчится наш кудрявый остолоп, разъезжаясь на льду и проклиная лишний вес.
Мертвяки берут островок в кольцо и подбираются к осажденным. Лёд, который и так кряхтел под центнером Пса, наконец-то проламывается, и авангард покойников всем коллективом уходит под воду.
Итак, расклад: братство в кольце. Всю ночь Джон сотоварищи кукуют на камнях, красиво индевея. Наутро выясняется, что раненый Торос принял верное решение и помер.
Сожгли его. Заодно и погрелись.
А Сандор Клиган от большого ума и начитанности вздумал косплеить Гэндальфа. Шишек не было, так что он принялся швырять во врагов булыжники. Один из них не утонул, как ожидалось, а заскользил. Даже плохо знакомым с основами физики мертвецам стало ясно, что вода за ночь подмёрзла.
Тем временем Джендри добежал до крепости и прохрипел, чтобы отправили телеграмму Дейнерис. "Вылетай срочно тчк мы опасности тчк твой суслик вскл знк". Дейнерис, прочитав ворону, накрасила губы, нарядилась в новую шубку из норки (поперечная полоска, рукав три четверти, цвет "серебристый металлик") и взгромоздилась на Дрогона. Броню кхалиси принципиально не носит – доспехи толстят.
Как Тирион ни скакал вокруг, заламывая руки, отряд истребителей в количестве трёх голов вылетел с запасного аэродрома. Ни одна женщина не упустит возможности проорать с дракона "я же говорила!"
На камне посреди озера идёт ожесточённый бой. Наших, понятно, бьют, но в самый напряженный момент Бильбо кричит:
– Орлы! Орлы летят!
Извините.
В самый напряжённый момент сверху пикируют драконы.
Мертвецы сгорают в пламени. Зверски обдираясь об шипы, наши инвалиды карабкаются на приземлившегося Дрогона. Один только Сноу суетится под выхлопной трубой. Но пока Тормунд и Клиган спорят, кто где будет сидеть на банане, Королю Ночи подносят копьё.
Бронн мог бы плакать от зависти. Без всякого арбалета этот экспонат кабинета биологии швыряет его в Визериона и пробивает топливный бак.
Ах ты сука, – бледнея, говорит с дивана зритель.
Мёртвый Визерион падает с небес в озеро.
Смерть дракона трагична. Сколько бы Дейнерис ни твердила, что они её дети, драконы ощущаются чудесными и в общем-то бестолковыми животными, втянутыми в человеческие разборки и ничем не заслужившими такую участь. Да, они виноваты в гибели людей, но об этом забываешь, когда гигантское существо, закрыв глаза, сползает в ледяную воду.
– Бегите, глупцы! – кричит Джон Сноу (не один Сандор Клиган читал "Властелина колец").
Поняв, что следующее копьё полетит в Дрогона, Дейнерис экстренно втягивает шасси и взлетает, на вираже едва не потеряв Мормонта. Последнее, что она видит – как Джона Сноу утягивают в полынью мертвецы.
О том, что Джон не утонул, поскольку бревно не тонет, не пошутил только ленивый. Я полагаю, дело было иначе. Загнав героя на дно ледяного озера в полной меховой амуниции, старший сценарист задумался. Остальные с почтительным ужасом смотрели на него. Никто не понимал, каким образом герой спасётся, если Бронна рядом нет, а батискаф ещё не изобрели.
Но сценарист был человек опытный, закалённый классикой.
– Пиши! – говорит помощнику. – "Выбравшись из пучины, Рокамболь мощными гребками поплыл к берегу". Написал? Теперь исправь Рокамболя на Джона Сноу.
Так король Севера оказался на берегу.
Мертвецы начинают проявлять первые признаки раздражения. С Маклаудом они воевать не подписывались.
– Кусай его, братва!
Казалось бы, путь Джону только один – обратно в бассейн. Но на полированных ножках элегантным роялем из кустов выбегает дядя Бенджи.
Некоторое время Джон непонимающе глядит на него, пытаясь вспомнить, что это за персонаж. Дядя сажает Джона на свою лошадку, а сам, размахивая над головой кадилом, бежит навстречу нечисти.
Прощай, дядя Бенджи! Ты наверняка был хорошим мужиком, но дракона всё равно жальче.
Животные в Вестеросе традиционно умнее людей. Правь лошадкой Сноу, наверняка опять заехал бы в криминальный район. Но она годами возила по маршруту партии замороженного минтая, справилась и с этим.
Джон приходит в себя на корабле. После суток боёв и обморожения у него такой цвет лица, словно его держали в СПА на детоксе. Открыв глаза, он видит возле постели не бородатую ряху Тормунда, а саму Бурерождённую.
Язык у Джона после обморока ворочается плохо. "Как же её по батюшке-то, – мучительно соображает он. – А, Эйрисовна!". Сноу трижды пробует произнести про себя "Дейнерис Эйрисовна" и понимает, что корабли не вылавируют.
"А, – думает, – гори оно всё!"
И слабо выдавливает:
– Дени...
Дейнерис вспыхивает. В последний раз её так называла воспитательница в детском саду, накладывая добавку манной каши. Сладостные воспоминания оживают в Бурерождённой, и она сжимает пальцы Джона до нежного хруста. Тот бы и рад сказать "пусти, дура", но не смеет возражать Матери Драконов, и лишь скупая слеза вытекает из его подмороженного глаза.
– Джон!
Догадываясь, что за "Дени" его снова начнут жамкать, Сноу выжимает из себя "моя королева".
– Ты правда преклонишь колено? – растроганно спрашивает Дейнерис.
– Как только снимут гипс, – обещает Джон.
И оба мысленно сливаются в объятьях.
А возле озера Король-Призрак, используя рабскую силу и продукцию нижегородского завода "Красный якорь", вытаскивает из воды тело Визериона. Левую руку кладёт на книгу "Кладбище домашних животных", правую на драконий лоб, и мёртвый дракон перекидывается в живого назгула.
Резюмируя:
Армия мертвецов пополнилась
– транспортным средством для завкладбища,
– свирепым дядей забытого происхождения.
Отряд объединённых сил Вестероса формально выполнил свою задачу, однако размен покойника на дракона представляется мне не совсем равноценным.
Ждём финальную серию и делаем ставки, дадут ли Визериону в новом воплощении древнее эльфийское имя Аэрозоль".
(с) Елена Михалкова
Седьмой сезон, седьмая серия"Итак, финал сезона.
Высокие договаривающиеся стороны встречаются на заброшенном стадионе. Со стороны группа поддержки Дейнерис выглядит разношёрстной толпой дегенератов. Джон Сноу потеет под буркой. Татаро-монголы в искусстве смоки-айз пытаются обогнать Джека-Воробья*. У Тириона галифе и косуха в пупырышках, Варис решил не привлекать к себе внимания и надел старый половик.
Ещё на подъезде к Гавани Джон Сноу интересуется, много ли народу живёт в столице. И услышав от Тириона "миллион", с обезоруживающей простотой провинциала спрашивает, зачем это людям. Перекопано же всё. Ребёнка в садик не устроишь. Да и экология паршивая.
– Зато зарплаты хорошие, – мудро отвечает Тирион. – Опять же, центры досуга и культуры.
"Сволочи, – думает Сноу. – Жируют, кровь сосут со всей Вестероссии-матушки. Простому человеку бурку подстричь не на что! Вот перенести бы столицу, допустим, в Винтерфелл. И сразу зажили бы!"
Дейнерис на драконе прилетает последней: скромное
платье, кудри с вечера завиты на пиво.
Серсея идёт в атаку:
– Вы опоздали, милочка.
– Пардон муа, – отвечает Дейнерис. – Это вам тут идти два квартала нога за ногу. А у моего дракона уже от перелётов мозоли подмышками.
Тирион приготовил прочувствованную речь, выслушав которую, все должны сплотиться и обменяться фенечками. Но в переговорах участвует Эурон Грейджой. На всех официальных мероприятиях его номер – цыганочка с выходом. "А у нас таких как ты в ведре топили", – радостно сообщает он Тириону. И вообще вносит ноту раздедеха в дипломатический протокол.
Джон Сноу призывает всех сохранять спокойствие и оборачивается к Клигану. "Шура, выпускайте Берлагу!"
И тут выясняется, что в морском путешествии Сандор Клиган не терял времени зря. Он дрессировал покойника.
Едва открывают переносную конуру, скелет с целеустремлённостью хорошо обученной овчарки кидается на Серсею.
Что характерно: королеву спасает лишь точный расчёт Пса, накануне сократившего цепь на пять звеньев. Ни один из многочисленных охранников даже не дёргается, чтобы защитить её. Джейме это ещё простительно: рядом возвышается Бриенна в горностаевой мантии, косит лиловым глазом, нежно храпит и бьёт копытом. Но Григор Клиган для того и поставлен, чтобы отражать опасности.
Несколько мгновений судьба всех королевств находится в руках Пса. Я всегда знала, что этот чувак более значим, чем кажется.
Естественнее всех ведёт себя Квиберн. Настоящего учёного сразу видно: прибежал и давай хватать бяку голыми руками. А потом удивляемся, откуда роковые яйца и крылатые ящеры по всему Вестеросу.
Скелет был предназначен для разовой демонстрации. Его быстренько убили и заверили Серсею, что там, откуда он родом, таких много.
Эурон немедленно покинул собрание. Намекнул Дейнерис, что она вполне в его духе, так что пусть тоже не теряет времени зря и смывается.
Ах, говорит Серсея, тогда, конечно, давайте объединим наши силы. Только пусть вот этот закутанный в енотов поклянется, что не станет со мной воевать и присягнет на верность.
Джон Сноу польщён. Две красивые бабы, и обе от него чего-то хотят. К тому же он уверен, что "преклони колени" – это такая игривая метафора. Его в пещере научили.
Но поскольку мужик он хоть и безмозглый, но честный, то с сожалением говорит, что уже обещан другой.
Все замирают в изумлении. Клиган думает, что натаскал покойника не на тот объект. Дейнерис думает, что доля у неё такая бабья – спать с дураками. Тирион думает, что надо было придушить его шкурой ещё на корабле.
Даже Серсея опешила. Но всё равно ушла, утащив за собой брата, залипшего на Бриенне.
"Что ж ты за дебил-то такой", – в сердцах говорит Сноу Дейнерис. Джон в это время увлечённо играет драконьей косточкой. – Вовсе и не дебил, – ясноглазо говорит он. – Меня ещё папа учил, что врать нехорошо.
– Пойду-ка я, пожалуй, к сестре! – внезапно решает карлик, которому срочно надо выпить.
И смывается, пока его не разорвало от злости.
Нам не показывают, каким образом Тирион сумел убедить Серсею вернуться к переговорам. Это задел на следующий сезон – за их договоренностями может стоять что угодно, в том числе предательство карлика. Однако ему теперь известно о беременности сестры. Тирион был очень привязан к детям Серсеи и Джейме. Возможно, нас плавно подводят к тому, что для него появился (в перспективе) новый наследник трона.
Тем временем в Винтерфелле случаются сразу два важных события.
Во-первых, Сэм добирается до замка.
Младший Тарли, похоже, эйдетик. У него абсолютная память. Чем ещё объяснить, что он запомнил брошенные женой слова о браке Таргариена, хотя сам в это время был занят нытьём, сменой памперса младенцу и обдумыванием побега?
У Брана доступ к мировым архивам тоже выглядит не так, как прежде показывали зрителю. Оказывается, нужен грамотно сформулированный запрос в поисковик. "Рейегар плюс Лианна, свадьба, любовь, официальные фото". Окей, гугл. Точно! – радуется Бран. – Джон-то, оказывается, официальный наследник! А мужики и не знали.
Во-вторых, Санса под руководством Бейлиша приходит к мысли, что Арья планирует переворот. Младшую сестру вызывают на судилище.
Эта сцена – первый чудовищный эпик фейл, за который её создатели будут бесконечно пересматривать в аду "Американский пирог-5".
Бейлиш, обвинённый в предательстве, пытается оправдаться. Ему очень трудно спорить с Сансой после того, как он фактически убедил её казнить Арью. Все его старые грехи всплывают наружу. Он виноват в смерти Неда Старка и ещё как минимум двоих старковских родственников, в ссоре Старков и Ланнистеров, в том, что продал Сансу Рамси, и так далее.
На эти обвинения у Мизинца в рукаве есть один козырь: в нужный момент он привёл своих людей, и битва бастардов была выиграна Старками. Если бы не он, ни Сансы, ни Арьи, ни Джона не было бы в Винтерфелле.
Вместо того, чтобы заходить с тузов, Бейлиш принимается рыдать и молить о пощаде.
Это постыдное зрелище.
Петир Бейлиш – такой, каким знает его зритель – никогда не встретил бы смерть, заливаясь слезами. Не потому что он храбр. И даже не потому, что он полон достоинства, хотя достоинства Мизинцу хватает. А потому, что он до последнего не верит в свою гибель. Даже в тот момент, когда кинжал коснется его горла, Бейлиш будет искать выходы из ситуации и надеяться, что переиграет двух глупых девчонок. Изворотливость, ум и вера в себя – вот три кита, на которых стоит земля Бейлиша, а люди с подобным характером так себя не ведут.
В угоду диснейлендовщине сценаристы ломают персонажа как игрушку и бросают его валяться на полу: все равно она больше им не нужна.
Бейлиш настолько угас к седьмому сезону, что его даже не жаль.
Перерезав горло предателю, Санса и Арья идут подышать свежим воздухом. Оператор всё время размещает их на расстоянии друг от друга. Они ни разу не встают плечом к плечу, даже после объединившей их казни Мизинца.
Девочки снова говорят об отце. Вот что удивительно! Ни разу за всё время после разорения Винтерфелла ни один из Старков не вспомнил мать. Ну ладно Джон, которого Кейтлин гнобила почём зря. Но Санса! Да и Арья. Как будто они выросли без матери. А ведь она играла огромную роль в их жизни.
В Драконьем Замке Теон Грейджой жалуется Джону Сноу, что он подлец и ничтожество. Их диалог вполне в духе Коэльо: Джон твердит "будь собой", Теон ноет, что хотел быть хорошим, но когда пришлось сжечь двух детей, стало ясно, что как-то не задалось.
На берегу пакует чемоданы отряд Яры. Они собираются отплыть на Мальдивы.
Туда-то и приходит Теон с новой зажигательной речью.
И это вторая провальная сцена серии. Она целиком построена на штампе: хилый трусливый герой ради спасения близкого человека одерживает победу, и физическую и моральную, над большим и сильным врагом.
Однако штампы хороши лишь тогда, когда они на своём месте. Победа же Теона выглядит не более убедительной, чем ликование команды Яры: да! нашего капитана забил насмерть худосочный кастрированный пацан! к чёрту мальдивы, плывёмте воевать!
В духе Теона вонзить кинжал в своего противника. То есть в очередной раз поступить бесчестно. Внутренний психопат, наконец-то поднявшийся в нём в полный рост, – единственный способ переманить на его сторону тех, кто до сих пор его презирал. Теон не может из искалеченного труса стать могучим порядочным героем. Зато он способен отразить в себе Рамси и вырастить в себе те его черты, к которым у него и так были предпосылки.
Сценаристы не пошли этим путём. Им нужна была условно честная победа и марш положительных персонажей на параде Диснейленда. Фактически с Теоном сделали то же самое, что с Мизинцем.
И это, на самом деле, хуже чем кастрация.
Джейме готовится к войне на севере, когда появляется Серсея с вопросом, правда ли он такой дурак или косплеит Джона Сноу. Она не собирается воевать. Чёткого планы у Серсеи нет, кроме того, что в рамках подготовки к родам она купила ребёночку колыбельку и армию. "А зомби? – спрашивает обалдевший Джейме. – А моя честь как мужика и полководца?" Серсея в ярости едва не отдаёт приказ Грегору расправиться с братом, но алименты, безотцовщина... В общем, Джейме уходит целым.
И в одиночестве скачет на Север. Он будет сражаться с мертвецами. Потому что дал слово.
Сноуизм шагает по Вестеросу семимильными шагами.
Впрочем, от Джейме в армии и впрямь может быть толк. К тому же там Бриенна.
А на корабле, везущем Сноу и Дейнерис на север, наконец-то случается ЭТО. В принципе, всё было понятно с той минуты, как Дейнерис сказала, что не полетит на драконе: ей надоело! её укачивает!к тому же уши продуло и на попе синяки. Джон молча приходит проверить, не соврала ли она насчёт попы. Заодно выяснется, что Сноу действительно храбрец и ни разу не подставлял врагу свой тыл: грудь у него исколота, но на заднице ни единого шрама.
Тирион озадаченно стоит перед дверью и думает, говорить Мормонту или сам догадается.
На северной башне к Стене выходят белые ходоки. Точнее, низкоранговые выходят, а главный ходок вылетает на своём ручном назгуле, которому зачем-то добавили в крыльях вентиляционные отверстия – улучшали аэродинамику, видимо. Дракон замирает перед Стеной и включает встроенный фен.
Каких-то две минуты – и зритель узнаёт много нового.
Во-первых, запасы топлива даже в мёртвом драконе неисчерпаемы. К тому же он воспитывался семьёй колибри. Висит себе перед Стеной, поливая её синим пламенем, и судорожно молотит дырявыми крылышками.
Во-вторых, при постройке Стены существенно сэкономили на цементе. Небольшого повреждения оказывается достаточно, чтобы колоссальная постройка начала обрушиваться, открывая взгляду кирпичи с выцарапанной надписью "Равшан и Джамшут были здесь". Стена падает, армия мертвецов с радостными криками бежит внутрь, и над ними летит Король Ночи в короне из выпавших молочных зубов.
Резюмируя: самая беспомощная серия сезона, сценарный провал – и по динамике, и по мотивированности действий персонажей, и по предсказуемости происходящего.
Ждём следующий сезон, обсуждаем, родит ли Бриенна Тормунду дюжину рыжих бородатых детей, и делаем ставки на то, оставят ли в живых хоть одного котика, не считая Джона Сноу".
(с) Елена Михалкова